7 августа (25 июля по старому стилю) 1900 года на воды Байкала был спущен ледокол «Ангара» — один из старейших сохранившихся ледоколов в мире. Сегодня этот исторический корабль стал музеем, пришвартованным в Иркутске.
От переправы до музея
🚢 Построен: в Англии в 1899 году для Байкальской железнодорожной переправы.
🔹 Задача: перевозка грузов и пассажиров до завершения строительства Кругобайкальской железной дороги.
🔹 Судьба: после 1906 года использовался редко, но в 1916-м снова вернулся на маршрут.
Военные годы и трагедии
💥 Гражданская война:
— Вооружён пулемётами и орудиями, участвовал в боях.
— В 1918 году колчаковцы казнили на борту 31 эсера — их сбрасывали за борт.
— В 1920-х едва не затонул в Чивыркуйском заливе.
⚔ Великая Отечественная:
— Перевозил баржи с рыбой.
— Окончательно списан в 1960-х.
Второе рождение
🏛 Музей с 1987 года:
— Отреставрирован и установлен у плотины Иркутской ГЭС.
— Можно осмотреть каюты, машинное отделение, экспозицию о истории судна.
— Проводятся лекции и показы исторических фильмов.
⚠ Особенности:
— Котлы переведены с угля на мазут.
— Корпус изношен — плавать «Ангара» уже не сможет.
Почему это важно?
📍 «Ангара» — единственный сохранившийся ледокол эпохи Транссиба.
📍 В Красноярске есть похожий памятник — пароход «Святитель Николай», связанный с Николаем II и Лениным.
📍 В Бурятии, к сожалению, таких кораблей не осталось.
✉ Если будете в Иркутске — обязательно посетите этот уникальный музей!