Наталья Семенова назвала главные признаки потенциальных преступников
На днях суд Железнодорожного района столицы Бурятии вынес очередной приговор «иволгинскому потрошителю» Кегашбеку Орунбаеву. Маньяк получил еще 13 лет лишения свободы за убийство в Улан-Удэ 18 лет тому назад. А в сухом остатке «заработал» пожизненное заключение в исправительной колонии особого режима.
И это – далеко не единственный пример. Иволгинский потрошитель, Битцевский маньяк, Пензенский людоед, Копейский душитель – что называется, «одного поля ягоды». В свое время советский и российский психиатр Александр Бухановский создал психологический портрет серийного убийцы на примере Чикатило и выделил общие черты у всех них.
Как же вроде бы обычные люди становятся страшными преступниками и маньяками? На эту тему корреспондент «Газеты РБ» побеседовал с психологом и юристом, старшим преподавателем кафедры уголовного права, процесса и криминалистики института права и экономики Бурятского госуниверситета Натальей Семеновой.
– Наталья, какие первопричины лежат в основе данного явления?
– Формирование преступного поведения и (или) маниакальных наклонностей – всегда сложный процесс, где задействован целый комплекс различных факторов – как биологических (генетических, нейробиологических), так и психологических и социальных. На уровне генетики может передаваться склонность к агрессии, импульсивности, а также трудности с контролем эмоций. Но даже если человек имеет такие предпосылки, то необязательно станет преступником или маньяком. Риск возрастает, если он ко всему прочему пережил детские травмы и жестокое обращение или лицезрел его сцены. Когда же столкнулся с психологической травмой – увидел труп животного либо гибель – например, на охоте или покалеченные тела людей в дорожно-транспортном происшествии, может возникнуть своеобразный триггер. Свою лепту вносит эмоциональная холодность родителей, личностные особенности вроде низкой эмпатии (сопереживания), стремления к доминированию над окружающими или манипулированию ими.
– То есть родственники и общество играют ощутимую роль в формировании подобных личностей?
– Я бы сказала, что ключевую. Если ребенок растет в условиях морального или физического насилия, не чувствует любви и поддержки, это чревато серьезными нарушениями психического, а также эмоционального развития. А когда находится в среде, где преступное поведение воспринимается как нормальное, то повторит его с большой вероятностью из-за искаженной картины мира. Родители, игнорирующие эмоциональные потребности детей или допускающие жестокое обращение с ними, невольно могут поспособствовать проявлению антисоциальных черт.
– Приведите конкретные примеры таких историй
– Одна из наиболее известных – случай американского серийного убийцы Эдмунда Кемпера. В детстве он подвергался постоянному унижению и отвержению от собственной матери, что впоследствии и сыграло решающую роль в развитии садистских и агрессивных наклонностей.
Другая – история советского серийного убийцы Андрея Чикатило. Он рос в атмосфере бедности, равнодушия взрослых и жестокости сверстников. И это тоже обусловило формирование тяжелых психических отклонений, но, конечно, не служит оправданием совершенных им зверств.
Читать далее
фото: unsplash. com