Это важный сдвиг после «спирогирового кризиса» — агрессивное распространение спирогиры угрожало хрупкому балансу экосистемы: подавляла местные виды, вызывала дефицит кислорода на мелководьях. С начала 2010-х берега Байкала летом покрывались зеленой тиной.
К 2016 г. водоросль охватила значительные территории прибрежной зоны и даже начала распространяться в открытый Байкал, что было беспрецедентно. Она встречалась почти в каждой пробе.
Причина кризиса: Спирогира – индикатор загрязнения биогенными элементами (фосфаты, нитраты) из бытовых/сельхозстоков. Устаревшие очистные сооружения (Северобайкальск, Улан-Удэ, Листвянка) и фосфатные моющие средства усугубляли проблему.
Принятые меры сработали:
модернизация очистных сооружений;
запрет фосфатов в бытовой химии;
усиленный контроль зон риска.
Результат:
К 2018 г. частота обнаружений снизилась. С 2020 по 2022 г. спирогира практически исчезла из проб открытой зоны. В 2023-2024 гг. ее фиксируют лишь единично и в малых количествах.
Максим Тимофеев (директор НИИ биологии ИГУ, д.б.н.): «Исходя из данных наблюдений, сегодня с осторожностью можно говорить, что пик спирогирового кризиса миновал».