Делегация Совета Федерации Федерального Собрания РФ прибыла в Бурятию накануне, 23 августа. Первым объектом, который посетили сенаторы, стала — ТЭЦ-2. Зампред Правительства Евгений Луковников и мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков рассказали сенаторам о необходимости строительства ТЭЦ-2 в городе Улан-Удэ.
ТЭЦ-2 в столице Бурятии начали строить в 80-х годах прошлого века. Работа шла достаточно активно и в 1991-м ввели в эксплуатацию первый паровой котел производительностью 160 т/час. Однако завершить строительство не удалось из-за развала Советского Союза. Поэтому сегодня станция функционирует, но в режиме котельной. Она дает тепло жителям Октябрьского района, промышленным предприятиям, больницам и школам, обеспечивая около 30 процентов общего централизованного ресурсоснабжения Улан-Удэ. Однако город Улан-Удэ является единственным несбалансированным по электрической мощности городом в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке с численностью более 100 тысяч человек.
— Высокий износ генерирующего оборудования улан-удэнской ТЭЦ-1 в любой момент может привести к прекращению теплоснабжения города. Только благодаря переключению большей части тепловой нагрузки на улан-удэнскую ТЭЦ-2 удалось избежать серьезных последствий при пожаре на улан-удэнской ТЭЦ-1 в декабре 2021 года. Стремительно увеличивающееся число системных аварий, с отключением большого количества потребителей и генерации в ОЭС Сибири. Кроме того, сложная экологическая обстановка в Улан-Удэ. В соответствии с данными Росстата город Улан-Удэ входят в тройку городов с самым загрязненным воздухом в стране. Усугубляет данное обстоятельство большое количество частного сектора, малые низкоэффективные котельные и расположенная в центре города ТЭЦ-1, — рассказал Евгений Луковников.
Так, решением может стать завершение строительства улан-удэнской ТЭЦ-2, на базе которой имеется вся необходимая инфраструктура, а именно площадка под строительство, соответствующая требованиям технологического процесса, дымовая труба, внешние инженерные сети и транспортные пути. Предполагается ввести 2 турбины с мощностью 230 МВт и 4 котла с тепловой мощностью 360 Гкал/час
Работа улан-удэнской ТЭЦ-2 снизит риски аварии в системе теплоснабжения Улан-Удэ. В случае системной аварии в ЕЭС России ТЭЦ-2 сможет без потери потребителей перейти в изолированный режим работы, обеспечить энергетическую сбалансированность г. Улан-Удэ. И конечно же, приведёт к улучшению экологической обстановки в городе, за счет вывода источника энергии за пределы основной застройки, закрытия ряда котельных и подключения новой застройки к централизованному теплоснабжению, в том числе, благодаря выводу из эксплуатации Загорской котельной и котельной авиационного завода.
Мэр города Игорь Шутенков поддержал предложения зампреда Правительства РБ и также отметил важность увеличения мощности тепла и электро генерации, энергоэффективности и энергонезавимости города.
— Сегодня вместе сенаторами Советом Федерации мы рассмотрели возможности модернизации ТЭЦ-2. Сенаторы лично убедились в том, в летний период ТЭЦ-2 не работает, даже не подаёт горячую воду. Поэтому необходимо ее достраивать, чтобы она эксплуатировалась полностью, — отметил мэр города Улан-Удэ.
В свою очередь Председатель Совета директоров ПАО «ТГК-14» Константин Люльчев раскрыл некоторые детали проекта — в случае согласования проекта со всеми сторонами, которое намечено на начало 2023 года, практически сразу начнется его проектирование и работы по нему.
— Все этапы строительства должны будут завершится уже в 2031 году, при этом первый этап — в перспективе пяти лет. В этом случае большая часть тепловой нагрузки с ТЭЦ-1 будет переведена на модернизированную ТЭЦ-2, что позволит сбалансировать обеспеченность города тепло- и электроэнергией, а также снизит экологическую нагрузку на Улан-Удэ — в отличие от ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 находится за городом и оборудована более высокой трубой, — отметил Константин Люльчев.
Он также затронул вопрос о тарифе.
— Модель финансирования настроена так, чтобы жители города Улан-Удэ и бюджет республики не почувствовали никакой дополнительной нагрузки, в том числе роста тарифов. 20% внебюджетные средства, а также средства институтов развития, привлечённые ТГК-14, остальные 80% могут быть выделены в рамках гранта из федерального бюджета, — рассказал Константин Люльчев.
Ориентировочная стоимость реализации проекта составляет 30 млрд. руб. Механизмом финансирования может стать соответствующее Постановление Правительства России. Такие документы уже работают, примером могут служить Калининградская область (4 новых станции) и Республика Крым.